Северный речной вокзал возродился!

картинка к статье Возрождение Северного речного вокзала
Обновлено:

Наконец-то Северный речной вокзал возродили из руин!  Наконец-то это уникальное сооружение засияло во всей своей красе! Об этом хочется с радостью говорить и делиться своими впечатлениями с каждым, кто не равнодушен к  восстановлению памятников истории и архитектуры.

Предисловие

Когда я была маленькой, я тогда еще не понимала, какое огромное значение это здание имело не только для Москвы, но и для всей страны. Северный речной вокзал раньше назывался Химкинским речным вокзалом.

От причала речного вокзала отходили  не только корабли в различных направлениях, но и самолёты-амфибии в полярные экспедиции. Отсюда отправляли много грузов на север России и проводили операции по спасению  полярных экспедиций в Арктике.

Эту статью я посвящаю величественному и уникальному Северному речному вокзалу и хочу рассказать о том, как восстанавливали его из руин.

История создания  Северного речного вокзала

Мой с детства знакомый и любимый Северный речной вокзал был построен еще в 1937 году.  Его построили  за 4 года,  значительно раньше химкинского водохранилища. На этом месте была суша, которая охватывала большую часть территории Левобережья.

Одновременно начали создавать канал Москва-Волга. Речной вокзал стал важнейшим объектом этой водной артерии, в 1987 году его признали памятником архитектуры федерального значения.

Изначально строение было задумано в стиле под Дворец дожей в Венеции.  Когда весной 2019 года начали реставрацию здания, то исследователи получили доступ к архиву Канала имени Москвы, где хранятся оригиналы чертежей вокзала. Вот тогда и выяснилось, в каком архитектурном  стиле построили наш речной вокзал.

Ещё недавно эти документы были  строго засекречены, поскольку строительство канала и его объектов находилось в ведении НКВД. Строили наш Северный речной вокзал заключенные Дмитровского исправительного трудового лагеря.

Здание речного вокзала до и после реставрации

Высота самого здания со шпилем 75 метров, длина составляет 150 метров. На тот момент это был 2-й по счёту речной вокзал в Москве.  Главный архитектор вокзала Алексей Рухлядев и его соавтор Владимир Кринский, задумали создать речной вокзал в виде парохода: три яруса открытых веранд символизируют его палубы, а центральная башня с высоким шпилем — трубы. 

картинка к статье Возрождение Северного речного вокзала

Первый ярус центральной башни окружён аркадами, второй — колоннами и украшен эмблемами мореходства, а на самом верху -  башенные часы с четырёхсторонним циферблатом и высокий шпиль с золотой пятиконечной звездой. 

картинка к статье Возрождение Северного речного вокзала

Серп и молот на золотой звезде были инкрустированы уральскими  самоцветами,  которые  спустя  некоторое  время их заменили искусственными, а потом и вовсе  исчезли. 

На нижнем ярусе башни были установлены четыре скульптуры работы Ромуальда Иодко: Южанка, Красноармеец, Северянин и Краснофлотец.  Эти бетонные фигуры красноармейца, краснофлотца, колхозницы-южанки и рабочего-северянина,  согласно первоначальному замыслу архитектора,  предполагалось покрыть бронзовой краской. Однако краской не покрыли и они остались бетонными.

Реставраторам пришлось очень постараться, чтобы восстановить эти фигуры на башне, поскольку они были сильно испорчены временем и погодными условиями.

На фото наш Северный речной вокзал после реставрации. Фотографию я сделала со стороны причала.

картинка к статье Возрождение Северного речного вокзала

В  оригинальном проекте здания  по задумке архитекторов центральный  звёздный  шпиль башни во время навигации должен был подниматься на высоту 83 метра и опускаться на время её прекращения в зимний период. Однако в 1941 году звезду опустили, чтобы на неё не ориентировались немецкие лётчики, и впоследствие ею больше не воспользовались. 

Уникальные  часы перевезли на Северный речной вокзал из Воскресенского собора  Волоколамска. Все детали  этих часов выполнили вручную с исключительной точностью, но в 1996 году, чтобы не приходилось дважды в сутки заводить механические часы,  механизм заменили на электронный.

Часы как и весь облик здания начали постепенно терять свою красоту под воздействием температурного режима в разные сезоны года. На долгие годы про них просто-напросто забыли.

картинка к статье Возрождение Северного речного вокзала

Знаменитая  крыша Северного речного вокзала с фонариками-ландышами, которую можно увидеть в фильмах «Новая Москва» и «Волга-Волга» также со временем пришла в негодность и местами начала протекать, но благодаря специалистам-реставраторам,  ее   заботливо восстановили буквально по крупицам. 

С двух сторон вокзала  расположены  небольшие дворики,  где  в красивых чашах размещены фонтанчики "Север" и "Юг".  Северный фонтан или «Полярный фонтан», созданный скульптором Львом Кардашевым,  был изображён в виде птичьего базара. 

Для него были изготовлены из красной меди фигуры гагар и диких гусей с раскинутыми крыльями, в центре пьедестала чашу фонтана поддерживает группа белых медведей.

картинка к статье Возрождение Северного речного вокзала

Фото я сделала уже после реконструкции этого фонтана,  которому  реставраторы  вновь дали жизнь  и  вернули былую красоту,  восстановив  оригинальную задумку архитекторов после ужасного разрушения. Когда он находился в запущенном и разрушенном состоянии,  без  слёз  невозможно было на это смотреть.

Южный "Черноморский фонтан",  изготовленный скульптором Иваном Ефимовым, был изображён в виде 9 дельфинов, играющих  друг с другом на волне и размещённых на стеклянных шарах. 

Со временем этот фонтан начал разрушаться под воздействием осадков в разное время года. Реставрацией очень долго никто не занимался и красивое сооружение превратилось в руины,  поросшие сорняком. На чёрно-белом фото виден Черноморский фонтан  в момент разрушения и до разрушения.

картинка к статье Возрождение Северного речного вокзала

А это фото сделано мною уже после реставрации фонтана. Воссоздавали точно по чертежам того времени. И он вновь засверкал во всём своём великолепии.

картинка к статье Возрождение Северного речного вокзала

Одним из интересных архитектурных приёмов, использованных при работе над зданием вокзала, стало разное решение его фасадов, смотрящих на набережную и на парк. Со стороны набережной от главного входа спускается широкая гранитная лестница.

картинка к статье Возрождение Северного речного вокзала

Причал и набережная возле вокзала не раз были местом для съёмок кинофильмов и принимали участия, например, в многосерийном фильме "Остановка по требованию" в главной роли с Дмитрием Певцовым. Но они также требовали серьёзных восстановительных работ. После  глобального ремонта причал и набережную стало  просто не узнать.

Первый фотоснимок был сделан еще в 30-х годах после открытия здания Северного речного вокзала.

картинка к статье Возрождение Северного речного вокзала

А второй снимок уже я сделала недавно, когда состоялось открытие  Северного речного вокзала после реконструкции. Вдоль причала такой своеобразной змейкой с подсветкой протянулся макет канала им.Москвы, наполненный водой. В нём можно даже запускать кораблики.

картинка к статье Возрождение Северного речного вокзала

 Стены здания  Северного речного вокзала были выполнены из полированного диорита, колонны центральных входов со стороны набережной и парка украшают 24  медальона из особого вида керамики, майолики, с различными  сюжетами сталинской эпохи:  главные стройки пятилетки, поезда московского метро, сюжеты на тему освоения Северного морского пути и Советской Арктики, речные и морские пароходы и др.  

  Внутри здание вокзала (более 42 тыс. м³) с помощью четырёх массивных колонн разделено на три главные зоны: центральный вестибюль, зал ожидания  в северной части и ресторан — в южной.

Все эти помещения были построены с художественной отделкой стен, с изображениями национальный гербов союзных республик  в виде  круглых окошек-иллюминаторов, с расписными сводами потолка, полами, отделанными мозаикой. Это фото я сделала уже после восстановления помещения.

картинка к статье Возрождение Северного речного вокзала

Чтобы сделать пребывание на вокзале максимально удобным для пассажиров, внутри обустроили ряд вспомогательных помещений.   В 1937 году здесь располагались комната врача, библиотека, парикмахерская, душевая, обувная мастерская, почта, телеграф, газетный киоск, агитпункт, комнаты хранения багажа,  даже комната матери и ребёнка с отдельными игровой и спальней. На втором этаже каждой открытой веранды добавили дополнительный буфет для пассажиров.

 До реконструкции на территории Северного речного вокзала внутри здания был расположен кафе-бар Нептун с очень оригинальным интерьером, напоминающим  уютное  помещение внутри корабля с окошками-иллюминаторами, через которые было видно  имитацию  морских глубин и обитателей моря.

Он работал в 80-е годы и вплоть до 90-х годов, и мы ещё совсем молодыми девчонками  целой компанией ходили туда много раз. Он часто попадал на киноэкраны, например, в фильме «По семейным обстоятельствам» .

картинка к статье Возрождение Северного речного вокзала

Затем появился  в начале  90х годы ресторан "Волга-Волга". На территории ресторана стены были облицованы искусственным мрамором, имитирующим малахит, и декорированы картушами (на них изображены девять основных гидротехнических узлов канала Москва-Волга).

Потолок в зоне ресторана был  украшен кессонами (расписан А. И. Щербаковым), его композиция изображает чаек на фоне неба и четыре корабля (среди которых крейсер Аврора и каравелла Колумба). 

После реставрации он очень преобразился и стал ещё красивее и, войдя внутрь, наконец-то можно оценить его великолепный интерьер и разнообразную вкусную кухню.

картинка к статье Возрождение Северного речного вокзала

С 2010 года здание Северного речного вокзала закрыли на реставрацию и оставили его на саморазрушение. Было очень грустно смотреть как постепенно былая красота этого  уникального памятника архитектуры исчезала и зарастала в прямом смысле слова травой и прочими сорняками.  

Заключение

И вот наконец, спустя 10 лет в 2020 году 5 сентября  ко Дню Города Москвы его открыли и Северный речной вокзал засиял яркими красками и предстал перед нами во всей своей красе и величии.

Много деталей интерьера снаружи  и  внутри здания, а также  крышу и смотровую площадку,  прилегающие к зданию фонтаны и широкую парадную лестницу воссоздавали по оригиналам чертежей 30-40-х годов.

Была проведена огромная работа по реставрации всего облика знаменитого Северного речного вокзала и его территории. Восстанавливали буквально по камешку и кирпичику, чтобы придать первоначальный величественный и неповторимый вид этого памятника архитектуры в стиле ампир эпохи Сталина. 

После глобальной реконструкции  2018-2020 года  внутри здания Северного речного вокзала  появился музей, где можно узнать всю историю создания вокзала и легенды, которые витали около него на протяжении более 80 лет.

Буду рада, друзья, если вы поделитесь в комментариях своими воспоминаниями  и интересными рассказами о своих достопримечательностях в вашем районе или городе.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение